Страницы блокады

Памятный столб на Финляндском вокзале

В годы блокады только «Дорога жизни» связывала осаждённый Ленинград с Большой землёй, давала надежду на то, что город выстоит. Это была и железнодорожная линия, и шоссейная магистраль. Ветка железной дороги от Ладожского озера приходила в центр города – к Финляндскому вокзалу.

В 1970 году архитекторы М. Н. Мейсель и И. Г. Явейн предложили поставить 56 памятных километровых столбов на железнодорожной линии Финляндский вокзал – Ладожское озеро (несколькими годами раньше вдоль шоссейной линии было установлено 46 памятных столбов). Все эти сооружения на «Дороге жизни» входят в Зелёный пояс славы на рубежах битвы за Ленинград. И первый столб железной дороги установлен на Финляндском вокзале, здесь в дни памяти проводятся торжественные мероприятия.

На территории района есть и другие памятные столбы вдоль железнодорожного полотна – их семь.

Если же мы отправимся в путешествие на электричке, то она привезёт нас на станцию Ладожское озеро. Здесь с 1975 года установлен паровоз Эш-4375 («Комсомолец»). Именно этот локомотив работал на Дороге жизни блокадного Ленинграда. За период 1941–1942 годов комсомольско-молодёжная бригада локомотивного депо ТЧ-12 (старший машинист В. Елисеев, помощник машиниста И. Беляев, кочегар Б. Александров) в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловозных состава с 2 млн тонн боеприпасов, топлива и продовольствия. Это значит, что бригада работала практически каждый день, совершая несколько рейсов в сутки.