Страницы блокады

Блокадная подстанция на Фонтанке

Тяговая подстанция № 11 известна как Блокадная подстанция. Здание построили в 1932 году. Это яркий пример супрематической архитектуры Ленинграда, редкий образец производственного сооружения, выполненного в стиле конструктивизма.

Тяговая подстанция №11 в блокаду снабжала электричеством трамваи, которым нередко приходилось курсировать под бомбежками, доставляя людей в самые опасные места города. В начале октября 1941 года транспорт встал – начались серьезные перебои с электричеством.

Энергии едва хватало на больницы, хлебозаводы и предприятия, выполнявшие военные заказы.

Поэтому восстановление работы весной 1942 года, которая обеспечивала напряжением, в том числе, и трамвайную сеть, стало знаменательным событием в нелегкой жизни города. В городе на Неве сразу 3 подстанции № 11, № 15 и № 20 дали ток в сеть, что обеспечило возможность движения транспорта. Сначала было открыто движение грузового транспорта в центре и на Выборгской стороне, а с 15 апреля 1942 года — регулярного пассажирского трамвая.

Хотя подстанций было 3, которые дали напряжение весной 1942 года, но именно подстанция № 11 стала главным мемориалом блокадного трамвая. На здании установлена мемориальная доска. Сюда приносят цветы, приходят ветераны. Местоположение подстанции делает её неотъемлемой частью на «Маршруте памяти». В 5 минутах ходьбы находятся «Блокадная прорубь», «Дом Радио», памятный знак «Блокадный репродуктор» и другие блокадные объекты.

С тех пор и до 2014 года подстанция № 11 исправно работала и обеспечивала напряжением электрический транспорт Центрального района города. Весной 2014 года подстанция была отключена и выведена из эксплуатации.

Адрес Блокадной подстанции. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 3 лит. А, ст. м. «Гостиный двор»